По старинной традиции застолье для осетин никогда не было банальным местом для обычного принятия пищи, питья и общения. Все это тесно у них связано с укладом жизни, с верой и нормами общественного поведения. Осетинское застолье берет начало с накрытия стола – если вообще принято столы накрывать с учетом предполагаемого количества гостей и
их вкусов, то непосредственно в Осетии весь этот процесс накрытия к тому же регламентирован традициями и другими нормами. Есть такой обычай, который призывает первым делом на стол ставить соль. Потом, если специально для застолья было забито какое-то животное, то на стол, как раз возле места самого старшего в семье ставится широкая тарелка с очищенной и сваренной головой, которая идет без нижней челюсти и языка, а также шейной частью животного. Потом на стол, начиная от места старшего, ставятся традиционные три пирога и напитки. Затем на стол ставятся тарелки с отварным мясом. Сверху на эти три пирога возле старших обязательно кладут правую плечевую часть жертвенного животного, а также поджаренные на огне три правых ребра цельным куском и шампур с шашлыком из печени, лёгких и сердца животного, который, к тому же, завернут в жировую пленку. Вот когда стол накрыт, тогда об этом и оповещают главного распорядителя, а когда застолье небольшое, то хозяина дома – последний, к тому же, приглашает за стол гостей. Первым за стол садится заранее назначенный старший стола – это место вовсе не обязательно должен занимать самый старший по возрасту, самое главное, что, будучи одним из старших присутствующих, он должен быть также мудрым, сдержанным, красноречивым и уважаемым в обществе человеком. Этот старший должен обязательно сидеть с торца стола лицом к востоку. А вот если застолье проходит в помещении, где очень трудно разместить стол с востока на запад, то старший должен сидеть с того конца, который подальше от входа в помещение. Затем, вслед за старшим, рассаживаются все по «приблизительному» старшинству. После того, как все приглашенные сели за стол, кто-то из сидящих чуть ниже раздвигает три пирога таким образом, чтобы сверху было видно, что пирогов именно три, но верхний пирог должен быть сдвинут влево от старшего. После этого, с разрешения старшего, один из прислуживающих молодых людей должен наполнить бокалы трех старших – вместе с самым главным. После того, как завершено чтение молитв и освящение пироги, старший произносит тост за единого Бога, затем чокается со вторым и третьим старшими.
|