Уацилла в осетинской мифологии занимает одно из главных мест в пантеоне осетинских богов. Дословно его имя переводится, как «уац» - это «божество» или «божественный» и «Илла» - это непосредственно имя – Илья-пророк. Уацилла является покровителем хлебных злаков, а также всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Этот персонаж пантеона осетинских богов многими чертами напоминает святого Илью Громовержца. Уацилла также распоряжается молниями
и громом, а также плодородием земли. В Осетии культ этого божества был распространен везде, хотя земледелию в горах и отводили намного меньше места. Дело в том, что в горах земледелием занимались не менее интенсивно, просто из-за географических условий экстенсивность этого действия была несколько ограниченной. Для того, чтобы трава на пастбищах и сенокосах была высокой и сочной также молятся Уацилла. Ему же поклоняются во время засухи, а еще – во время длительной непогоды. Древние считали, что Уацилла разъезжает по всему небу, направляя свои стрелы, которые являются громовыми ударами, на землю. Он также занимается истреблением злых духов. Чтобы избежать гнева Уациллы, того, кого убило громом, не оплакивали, наоборот, вокруг него водили хоровод с песнями. Потом его хоронили прямо на том месте, где человек умер. Отсюда же пошел обычай, согласно которому загоревшийся от громового удара стог хлеба или даже дом вообще нельзя было тушить. Уацилла имеет довольно сложную природу. Дело в том, что по мере развития хозяйства и мировоззрения древних предков осетин он стал объединять в себе кроме всех указанных выше функций еще и функции некоторых других божеств или духов, которые влияют в той или иной степени на результаты земледельческого труда. Скорее всего, что под древним именем «Уацилла» скрывается какое-то древнейшее осетинское божество природы. Практически в каждом ущелье есть свое святилище Уацилла, но самое главное из них – это святилище в Даргавсе, что на горе Тбау.
|